Все, что нужно знать о микробиоме кожи

Многие из вас слышали о необходимости микробиома органов пищеварения и наверняка ощущали на себя последствия их гибели, например, после приёма антибиотиков. Но мало кто задумывался о том, что на поверхности нашей кожи тоже живет множество микроорганизмов.

Микробиом кожи — это экосистема микроорганизмов, включающая в себя: бактерии, вирусы и грибки. Эпидермис обладает подходящей питательной средой для бактерий: он теплый, влажный и богат питательными веществами. На одну клетку нашей кожи приходится более десяти чужеродных микроорганизмов и только около ста из более чем триллиона могут нам навредить. Для понимания маштабов – количество микроорганизмов, живущих на нашей коже, в 10 раз превышает количество звезд в Млечном пути!

Начинает формироваться микробиом кожи при рождении, часть бактерий передается нам от матери, остальная приобретается в течении жизни, на него влияют условия окружающей среды и ваш образ жизни. При чем, в 20 и в 50 лет он будет разным, исследования о взаимосвязи качества и количества микробиома со старением сейчас активно ведется.

Нужен ли он нам? Однозначно!

Результаты исследований доказывают, что микробиом участует в образовании барьерной гидролипидной мантии кожи, в процессе обновления клеток и поддерживает её кислотность (pH 4.0-5.5). То есть, без такой защиты кожа становится уязвима к внешним неблагопрятным факторам (аллергенам, раздражителям, загрязнениям тд.). Что в свою очередь чревато повышенной жирностью кожи, которая сопровождается воспалительными элементами, и наоборот, ее сухостью склонностью к покраснениям, шелушению и повышением чувствительности. Себорейные дерматиты, розацеа, экзема, акне, а так же псориаз можно связать с нарушением микробиома кожи.

Что может навредить нашим чудо-бактериям?

Отсутствие защиты от солнца. УФ-лучи губительны для экосистемы кожи, кроме того, приводят к преждевременному старению(фотостарению).
Употребление антибиотиков без последующего восстановления микрофлоры.
Неправильное питание. Патогенные микроорганизмы очень любят быстрые углеводы и переманивают на свою тёмную сторону нейтральные бактерии, что приводит к дисбактериозу.
Отсутствие или неправильный уход за кожей. Сюда же можно отнести использование мыла, особенно антибактериального. Нарушение кислотности кожи не нравится нашему микромиру.
Курение, чрезмерное употребление алкоголя. Бактерии питаются всем, что перерабатывает наш организм, и чем больше гадости мы им подсовываем, тем хуже они себя чувствуют.
Хронический стресс. Как будто вреда от кортизола самого по себе недостаточно, он ещё и вредит микробиому, так как его здоровье зависит от наших гормонов.

Можем ли мы как-то помочь нашему барьеру восстановиться? Да!

Насколько это возможно – вести здоровый образ жизни: правильное питание (включающее в себя необходимые витамины и микроэлементы), отказ от вредных привычек, оградить себя от стресса.
Грамотный уход за кожей, который обязательно включает в себя мягкое очищающее средство, тоник, увлажнение.
Применять антибиотики ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по назначению врача, при этом необходимо заканчивать назначенный курс (иначе возникает резистентность патогенных бактерий к актибиотику), восстанавливать микрофлору по завершению лечения.
Использовать крем с SPF не только в солнечные дни, а круглый год. Ультрафиолет действует даже в пасмурную погоду зимой и летом.
Использование косметических средств с пробиотиками и пребиотиками. Пребиотики — это питательная среда для нашей родной микрофлоры, включающая в себя: растительные экстракты, масла, гликаны.

Самый популярный сейчас пробиотик в косметике — бифидобактерии. При отсутствии каких-либо проблем на коже они не задерживаются надолго, но при необходимости прекрасно справляются с «ремонтно-восстановительными работами» на гидролипидной мантии и заменяют места павших собратьев-бактерий.